Полагаю, каждый любитель футбольных менеджеров, так или иначе приходил в своём увлечении к той точке насыщения, когда возникает непреодолимое желание вступить в соревнование не с компьютерными командами, а попробовать силы в чемпионате, полностью состоящем из коллективов, управляемых такими же людьми, как и он. Речь пойдет не об ограниченных сетевых возможностях наиболее популярных линеек жанра "Football Manager" от SI Games и "FIFA Manager" от EA. Я расскажу об альтернативном роде футбольных менеджеров - об их онлайновых "младших братьях", работа с которыми происходит через веб-интерфейс и не требует скачки на собственный компьютер "тела" самой игры. Оговорюсь в самом начале - в этой статье рассказ будет лишь об одном менеджере под названием "Золотая Бутса". Пускай это покажется кому-то предвзятым и, возможно, необъективным по отношению к зарубежным и отечественным аналогам, однако я, как старый солдат футбольных сражений, увлекшийся жанром еще с Championship Manager 2 (1995 г.), позволю себе выделить именно этот онлайновый проект, что бы на его примере продолжить рассказ. Итак, "онлайновый футбольный менеджер" - чем же он отличается от десятилетиями отточенных тяжеловесов вроде того же CM-а? Единственное, и оно же главное достоинство - это возможность выступить со своей командой в чемпионате (а так же, прочих кубках и розыгрышах), где все остальные участники точно такие же живые люди. Причем, чемпионат организован вовсе не стихийно - ведущие сайта являют собой орган управления, который организует расписание игр, участие клубов в параллельных кубковых соревнованиях, товарищеских матчах, решает вопросы судейства, правил и т.п. Фактически, выполняет те же функции, что и компьютер в "обычном" менеджере - предоставляет надежные рельсы, по которым каждый тренер волен гнать свой собственный "Локомотив" в своё удовольствие. Игроку привычно остается лишь заниматься тактикой, тренировками, финансами и трансферами. Да, именно эти четыре аспекта (не считая, конечно, отдельностоящего живого общения с коллегами и соперниками), в разных степенях знакомые фанатам или CM (тактика-тренировки), или FIFA (больше внимания финансовой стороне) - и есть те киты, на которых основывается участие игрока в "Золотой Бутсе". Я, как адепт CM-а (ныне уже Football Manager'а), привык практически не заморачиваться финансами, и поэтому в начале своей карьеры на полях "Бутсы" был несколько обеспокоен необходимостью следить за деньгами, отстроивать стадион для повышения дохода, закупать какой-то товар, что бы его продавать каждый Игровой День (ИД - день, в который происходит матч). Как-то все это было чуждо ветерану Championsip Manager, но, с другой стороны, очень скоро понял, что, во-первых, логично для клуба зарабатывать деньги, а во-вторых, приноровившись, тратишь на этот аспект не более пяти минут в игровой день. Ну а фанаты FIFA Manager, привыкшие устанавливать цены не то что на входной билет, а на "розочки" с символикой родного клуба - те так вообще будут чувствовать себя как рыбы в воде, благо при желании есть где развернуться на ниве благоустройства стадиона. Так же не могу не отметить, что ничего лишнего, то есть не несущего функциональной нагрузки (вроде цены на семечки у входа на стадион), - в этом аспекте игры нет. Улучшаешь стадион - делаешь его более вместительным, привлекательным, денежным. Строишь лучшие тренировочные базы - открываешь в свою команду дорогу более дорогим и квалифицированным тренерам, массажистам и прочему персоналу. Тратишь деньги на ДЮСШ - готовься получить дивиденды в лице молодых и талантливых. А всё это в конечном итоге отражается на венце любого менеджера - противостоянии на зеленом поле с командой соперника, где у вас будут более свежие, целеустремленные и дорогие спортсмены нежели у менее хозяйственного коллеги. С гораздо большей радостью принялся я за формирование основного состава и тактическую подготовку к будущему матчу. Ну, тут уже я почувствовал себя в своей тарелке и без труда разобрался как с "ростером" (так здесь называется список всех доступных футболистов команды, иностранное слово, позаимствованное из зарубежных онлайн-менеджеров), так и с доступными тактическими схемами. Кстати, авторы игры предусмотрели небольшую программку, позволяющую выставлять состав не через веб-интерфейс, а через гораздо более удобную и привычную игроку графическую оболочку. Программка эта весит пару мегабайт и позволяет редактировать составы, тактики, персональные задания и многое другое, не подключаясь к интернету. То есть, фактически, вы можете спокойно подготовить и сохранить в отдельные файлы заготовку на "атакующий" матч, "защитный", товарищеский или "второсоставный". А потом просто выбрать нужную, подключиться на 2 минуты к сети, и нажать кнопку "отправить состав на будущий матч". Придумано очень толково и удобно - какой бы ни был у вас плохой доступ в интернет, он не станет помехой для участия в чемпионате. Что касается тактических возможностей - то их, без прикрас, валом. 11 фишек на зеленом поле свободно передвигаются, выстраиваясь в самые причудливые конфигурации, в зависимости от вашей задумки и фантазии. Учитывая, что каждый футболист обладает десятком характеристик вроде "пас", "дальний удар", "отбор" и т.п., усиленных к тому же приобретаемыми с опытом бонусами (Атлетизм, Игра Головой, Дриблинг и еще много других), ему можно дать персональное задание на матч - например, быть "диспетчером", чаще пускаться в разнузданный дриблинг или, напротив, держать мяч. В общем, что тут рассказывать - здесь всё реализовано на славу, придраться просто не к чему. И вот мы логично подошли к главному - к реализации непосредственно матча. Матча, на основе просмотра которого тренер оценивает успех своей тактической организации и индивидуальную игру подопечных. И вот тут-то многих ждет разочарование. Хотя, может быть, я и преувеличиваю, может для кого-то 2D-трансляция игры не так уж и важна, однако, те игроки, которые привыкли к поистине шоколадной (и особенно хорошо понимаешь это, только глядя на аналоги) трансляции из Championship Manager'а, будут несколько удивлены. Итак, сгенерированная запись матча хранится на сайте (пара килобайт), откуда после игры её может скачать любой желающий и просмотреть через небольшой просмотрщик. Визуально матч выглядит практически так же, как и в CM'е, однако поведение футболистов на поле отличается кардинально. Причем, в худшую сторону. Скажу честно - сделать на основе просмотра некие полезные выводы достаточно затруднительно. Видно, пожалуй, лишь которая из команд была более сильной и напористой, то есть больше контролировала мяч, чаще била по воротам и т.п. Хотя такое видимое преимущество вовсе не означает победы - соперник может закатить вам банку с единственного за все 90 минут удара. Но это скорее исключение, чем правило. Точно можно сказать одно - графическая реализация пока находится в зачаточном по отношению к оффлайновым грандам жанра состоянии и скорее является придатком, нежели функционалом. Поэтому, выставляя состав на будущий матч, рекомендую обращаться к статистике и характеристикам игроков, нежели к выводам, сделанным на основе просмотра 2D-игры. Собственно, весь мой рассказ уместил в себя описание лишь инструментов игры - где-то удачных, где-то не очень, - практически ни словом не обмолвившись об атмосфере. А атмосфера - и есть главное в онлайн-менеджере, не рассказать о которой, было бы равносильно молчанию. У каждого игрока-менеджера есть свой внутренний почтовый ящик, посредством которого он может вступать в общение с коллегами. Поводов множество. Вот, взять хотя бы банальный трансфер футболиста. Решили вы продать какого-нибудь "рональду", обозначили цену и выставили в общую таблицу, где желающие под его фамилией указывают свои ставки. Мол, "готовы дать за него миллион". И эту ставку видят все окружающие. А тут вам в почту, в личную, невидимую со стороны, пишет другой менеджер и уговаривает продать ему за "миллион двести". А вы ему в ответ врете "мне тут тоже в почту, другой менеджер предлагает вообще два миллиона!". И начинается торговля, ожесточенная переписка с двумя-тремя желающими - в результате которой, футболист уходит не за вывешенную в открытом доступе цену, а за две или три его цены, это уже как впарите. Согласитесь, такие игровые эпизоды просто немыслимы в любом существующем сейчас не онлайн-менеджере. Чем, собственно, он при всех своих недостатках выгодно и отличается. Плюс игровое комьюнити активно общается на форуме, где обсуждается каждый тур чемпионата, энтузиасты собирают и выкладывают статистические выкладки по командам. Все это на фоне постоянного улучшения со стороны руководства. Только на моей памяти были внесены значительные изменения хотя бы в систему ДЮСШ, не считая мелочей по интерфейсу. Что ж, пожалуй, на этом я закончу свой рассказ, который, может быть, вас заинтересует в альтернативе "стационарным" мастодонтам жанра. Съев на теме футбольных менеджеров всю судейскую команду с угловыми флажками, могу сказать, что онлайн это вообще нечто другое, непохожее на все что мы уже видели. Так что, если заинтересовались - советую попробовать силы в жанре онлайновом. А начать знакомство, на мой личный взгляд, лучше именно с "Бутсы" (http://www.butsa.ru).
Источник: http://ogl.ru/read/1021975621.html |