Основные показатели экономического развития страны. Кипр долгое время был сельскохозяйственной страной, индустриализация началась лишь в 1960-ых годах. В 1990-ых годах свыше 3/4 экспорта из греческой зоны составляли такие товары, как ткани, готовая одежда, обувь, продовольствие и напитки, химические продукты, машины и оборудование, мебель. На долю сельскохозяйственных товаров приходилось 8% экспорта. Важную роль играют судоходство и реэкспорт. Основные предметы импорта – продовольствие, топливо, автомобили и промышленные изделия. Существенную роль в экономике играет сфера услуг (64% занятых). Большой дефицит торгового баланса покрывается за счет доходов от туризма, которые в конце 1980-ых годов стали крупнейшим источником валютных поступлений. Основные сельскохозяйственные продукты – цитрусовые, картофель, табак и виноград; прочие – семена рожкового дерева, маслины, пшеница, ячмень и овощи. С давних пор на Кипре добывалась медь. Разрабатываются также месторождения пирита, умбры, асбеста и хрома, однако в конце 20 века значение горнодобывающей промышленности сильно сократилось. На протяжении 1990-ых годов экономика южной части острова динамично развивалась. ВНП вырос в 1,5 раза (общий ВНП Кипра на душу населения возрос с 1990 по 1996 годы с 8 тыс. долл. до почти 10 тыс. долл., прежде всего за счет греческого сектора). Быстрыми темпами росла внешняя торговля. Экспорт Республики Кипр за период с 1989 по 1996 годы увеличился с 0,6 до 1,3 млрд. долл., импорт – с 2,6 до 3,9 млрд. долл. Темпы инфляции в это время составляли от 3 до 6% в год. Уровень безработицы в 2002 году составил в греческой части Республики Кипр 3,3%, а в турецкой части – 5,6%. Сильной стороной Кипра как делового центра Средиземноморья являются хорошо развитые системы транспорта и связи. 33 международные авиакомпании, включая местную компанию «Кипрус эйрвэйс», связывают Кипр с остальным миром 360 рейсами в неделю. Морские порты Ларнака и Лимасол, вблизи которых расположены обе свободные промышленные зоны Кипра, обрабатывают около 5,5 тыс. судов 100 морских линий в год, причем порт Лимасол специализируется в основном на обработке импортируемых грузов. В 1999-2002 годах рост ВНП составил 4,1%, этого удалось достигнуть в среде условий полной занятости, низкой инфляции, стабильной и прочной валюты, а также сравнительно низкого финансового дефицита.
|